01-01-2012

Доверие участников Национального союза лифтовых СРО позволяет решать самые сложные задачи

 

Лифтовой процесс серьёзно отягощает нестабильность и несовершенство правовой среды. Все базовые законы, регулирующие отношения в нашей сфере, находятся в состоянии доработки. Среди них – Федеральные законы № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта», № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Более того, последние два сейчас дублируют друг друга, в результате лифт уже целый год остаётся под прессом двойного регулирования. Уникальное явление не только для российской, но и для мировой практики – государство, создав в рамках Техрегламента новый порядок проверки технического состояния лифтов, «забыло» отменить старые механизмы обеспечения промбезопасности.

Как всегда, за бюрократические просчёты приходится расплачиваться жителям домов и лифтовому бизнесу. Они сейчас вынуждены дважды оплачивать проведение, по сути, одной и той же процедуры – оценки соответствия лифта регламенту и экспертизы промбезопасности. Нам понадобилось достаточно много времени, чтобы власть, наконец, поняла необходимость выведения пассажирских лифтов из-под действия Закона № 116. В ближайшее время они будут исключены из категории опасных производственных объектов.

Ярким примером того, насколько сложно преодолевать «подводные камни» законотворчества, является корректировка Закона № 225 «О страховании опасных объектов». Он был принят в срочном порядке после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и направлен на повышение размеров страховых возмещений для покрытия убытков, причинённых крупными техногенными авариями с большим количеством погибших.

19 октября Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В нём содержится положение об исключении из ст. 5 ФЗ-225 прямого указания на многоквартирные дома как на опасные объекты. Вместе с тем в п. 8 ст. 29 Закона сохранилось упоминание о лифтах в многоквартирных домах как об опасных объектах. Таким образом, законодатель не позволил нам однозначно сделать вывод – исключены или нет лифты из перечня ОПО, которые подлежат страхованию.

Это означает, что дискуссии по поводу того, является ли наша техника таким же опасным объектом, как, скажем, атомная станция или вредное производство, и как будут стыковаться два противоречащих друг другу закона,  – продолжатся в следующем году с новой силой. Авария, скажем, с выбросом химических веществ может иметь последствия, выходящие за пределы промышленной площадки. Они несут серьёзную угрозу жизни и здоровью многих людей. Лифты такой угрозы создать не могут. И если лифты всё-таки приравняют к опасным объектам, страховые компании в накладе не останутся. В результате за надуманные риски придётся платить населению.

Долгое время лифтовики жили в ожидании формирования Единой национальной системы аккредитации и контроля над деятельностью аккредитованных лиц. В начале года указом Президента РФ была создана Федеральная служба по аккредитации (ФСА), которая находится в введении Минэкономразвития России. Заслуживает внимания лифтового сообщества Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 года № 845, которое утвердило положение, закрепляющее полномочия и порядок работы службы как национального органа России по аккредитации. С 1 ноября 2011 года утратили силу акты, которые предоставляли Росстандарту полномочия по их аккредитации. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) оказались в состоянии крайней неопределённости и растерянности. Им грозит второй раз за год пройти достаточно затратные аккредитационные процедуры в ФСА.

В 2013 году вступит в силу Технический регламент Таможенного союза (ТС) «Безопасность лифтов». С этого момента российский рынок начнёт жить по законам общего экономического пространства, которое объединит три страны – Казахстан, Белоруссию и Россию. Между тем этот документ до последнего момента вызывал у нас большие опасения, поскольку в нём отсутствовали требования к безопасности лифта на всех этапах жизненного цикла. Первоначальная редакция открывала большие возможности для беспрепятственного поступления на наш рынок низкокачественной продукции. В жёстких условиях политической борьбы за регламент самыми последовательными защитниками интересов государства оказалось лифтовое сообщество России. НСЛ СРО провёл огромную работу по подготовке важнейшего документа.

Впервые стало очевидно влияние Национального союза как единого координационного центра профессионального сообщества, занимающего более половины лифтового рынка страны. В Правительстве РФ достаточно серьёзно воспринимают его деятельность, поэтому наши представители были привлечены к работе государственной комиссии по подготовке регламента ТС.

Нам удалось обосновать необходимость включения в регламент требований безопасности к лифту на всех стадиях жизненного цикла и сохранения системы независимой оценки. В результате всё то, что отстаивала российская сторона, вошло в окончательную редакцию Техрегламента.

 


(По материалам «ЛИФИНФОРМ»)

Назад

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Новости

Новости

Архив новостей